Please reload

Archieve
Recent posts

June 12, 2018

June 12, 2018

Please reload

Соприкоснись с легендарным Туркестаном

October 16, 2017

 

Городу Туркестану уже более 1500 лет, по крайней мере, об этом говорят официальные цифры. В начале 2000 годов в стране проводились громкие празднования. Но в реальности никто не знает, сколько лет на самом деле городу. Нынешнее название города - Туркестан – это всего лишь последнее название города и имеет 500-600 летнюю историю. До этого были другие названия города более древние – Яссы, Шавгар. Возможно и эти имена были не первыми. Есть версия, что Яссы - древнее тюркское название означающее «распростертый, раскиданный». Именно от этого названия происходит имя великого Суфия – Ходжа Ахмеда Яссави, означающее Ахмед из города Яссы. К сожалению, раннюю историю города с момента его возникновения и до времен Святого Султана дервишей уже невозможно точно узнать. Для нас, ныне живущих, история города связана, прежде всего, с жизнью и смертью Ходжа Ахмеда, т.е. 11-12 века.

 

 

География и история

 

Вообще, с точки зрения географии город расположен в древнем природном оазисе, недалеко от пустыни и большой реки Сырдарья, в давние времена ее знали под именем Яксарт. Есть в этом имени реки что-то близкое к названию города Яссы. Здесь же в этом оазисе были расположены еще несколько древних городов, знаменитый Отрар и средневековый Сауран. Историки называют его Отрарским оазисом, потому что в древние времена это место было густо заселено и в нем было расположено множество населенных пунктов. Видимо в то время в отличие от нашего, климатические условия были более благоприятные для проживания людей. Сейчас этот район нельзя назвать густонаселенным. Но люди всё равно продолжают жить здесь, потому что земля эта считается святой. Но об этом чуть ниже.

 

Местность эта интересна также тем, что она находится на естественной границе между Великой степью, которую населяли тысячелетиями воинственные номады и древней городской цивилизацией, берущей своё начало за рекой. Место это было местом встречи двух культур: кочевой и городской. Не раз в своей истории кочевые племена, а затем позже казахи, образовавшиеся из этих воинственных племен, в случае тяжелых неприятельских нападений уходили к своим городским родственникам «за реку». Так было и во время жесточайшего нападения калмыков – джунгар в 18 веке, когда наши предки после многочисленных поражений и потерь вынуждены были отступить за реку Сырдарья в сторону нынешнего Узбекистана, ближе к древним городам Бухара и Самарканд. Отступали, вернее бежали от лютой смерти и мирные люди, вместе с семьями, скотом, целыми аулами и родами. Враг не щадил никого, Вовырезали всех. Время это в истории казахов названо как Великое бедствие «Ақтабан шұбырынды». Но, слава Всевышнему, предки наши выжили там за рекой, собрались с силами и погнали врага со своей земли и даже дальше. Наверное, заслуга в нашей победе также есть и у наших родных городских братьев, которые проживали там за рекой, на территории современного Узбекистана, которые помогали нашим дедам и которые не дали им умереть с голоду. Об этом много не говорят, но это надо знать.

 

Недалеко находятся горы Каратау - природная граница между степью и городом Туркестан, также спасающая этот район от смертельного дыхания пустыни. Кстати, горы Каратау являются отрогами основной горной гряды Тянь-Шань. Так далеко протянулся этот отросток от основного тела. Никогда об этом не думал, почему-то считал, что горы Каратау это самостоятельная горная цепь. Вот что значит знание географии, великая наука, всё сразу ставит на свои места.

 

Сейчас, город Туркестан является самостоятельной административной единицей на карте Казахстана, городом областного значения и сам по себе не является центром какого-то района ЮКО. Зато территория, прилегающая к Туркестану, административно принадлежит Отырарскому району с центром в поселке Шаульдер. Как видите, по имени древнего города Отырар назван целый район в ЮКО. Не потерялось древнее и священное имя Отырар, хотя в самом городе Отырар уже давно никто не живёт. Город давно покинули люди, после многочисленных разрушений и разорений. Теперь казахи на Юге называют город Отырар төбе, т.е. холм, городище. И таких төбе в Отырарском районе очень много. Төбе – это места, где проживали в древности люди. Теперь это святые места.

 

 

Туркестан и Ахмед

 

 

«Туркестан» в переводе с тюркского означает страна тюрков. Видимо имя это обозначало места, территории, где проживали тюркские племена. И имя это распространялось не только на сам город и прилежащие к нему территории, но и на весь регион, включая, территории Средней Азии. Недаром сохранилось такое понятие как Восточный Туркестан, означающее сегодня территории Кашгара, Турфана и в целом Синьцзяна в Китае. А еще ранее бытовало понятие Западный Туркестан, означающее территории нашего региона.

 

Как известно из истории издревле на этой земле и на территории Средней Азии существовали крупные кочевые тюркские государства: Тюркские каганаты, государство тюргешей, Караханидское государство. В этом регионе проживало множество тюркских племен, которые образовывали племенные империи, которые затем распадались и образовывались новые империи.

 

Племена эти воевали друг с другом, совместно воевали с соседними народами Ирана, Китая, Индии. Жизнь здесь бурлила и била ключом. А затем в 8-10 вв. в регион пришёл Ислам, и жизнь здесь сильно изменилась. Под давлением, прежде всего, новой религии и культуры здесь стали доминировать арабское и персидское. Как бы то ни было, понятие «Туркестан» в нашем регионе сузилось до названия города. И теперь из «Страны тюрков -Туркестан», мы превратились в «город тюрков -Туркестан». В начале 11 века в знаменитом городе Сайрам родился Ахмед сын Ибрагима, который потом стал знаменитым Ходжа Ахмед Яссави. Ахмед был необычным молодым человеком. В моём представлении он обладал необыкновенными, может быть, даже сверхъестественными способностями. И смог их сильно развить. Происходил он из религиозного клана ходжей, потомков людей, которые принесли сюда Ислам и ассимилировались в местных народах. По преданиям в городе Сайрам он встретил своего будущего духовного наставника легендарного святого Арыстан Баба. Встреча их намного задолго была уже предсказана самим пророком Мухаммедом – это тоже из местных легенд. Таким образом была передана своего рода духовная эстафета Ислама, или как говорят казахи, «аманат» от пророка к будущему святому Ахмеду. Но всё это происходило не в городе Туркестане. Туда молодой, но уже известный Ахмед перебрался позже для того, чтобы продолжить своё образование. И с тех пор жизнь Ахмеда сына Ибрагима была прочно связана с городом Яссы, который позже был назван Туркестаном. Позже Ахмед уезжал в Бухару, где постигал вершины суфизма у тамошних суфиев. Затем вернулся домой в Яссы –Туркестан. Как проходила его жизнь в Бухаре, в точности никто не знает, можно только догадываться. Но одно можно сказать, что Ахмед из Яссы сильно выделялся из той ортодоксальной исламской среды и возможно у него даже были некоторые противоречия с местным религиозным руководством. Жители города и окрестностей уважали его, он стал известен и популярен среди простого народа. К тому же Ахмед стал писать стихи на родном тюркском языке, в то время как вся местная литература тогда была исключительно на персидском языке. Наиболее известное и популярное среди простого народа из произведений Ахмеда Яссави была книга наставлений (хикметов) – «Дивани Хикмет», написанная автором на тюркском языке. Это произведение было настолько популярным среди простых людей, что его заучивали и пели многие молодые люди. А зрелость молодых людей местные старейшины оценивали по знанию хикметов Ходжа Ахмеда. Недаром книгу эту называли местные простые люди Второй книгой или Корани Тюрки, т.е. второй великой книгой после Корана или тюркским Кораном.

 

 

Тәңір жарылқасын!

 

Нельзя забывать, что Ислам был все ещё относительно новой религией в этом регионе. Большинство людей все ещё придерживались старой веры – Тенгрианства. Я в корне не согласен с теми, кто сегодня утверждает, что Тенгрианство – это вера язычников и безбожников. Нет, по-моему, это была достаточно серьёзная система вероучений с основным постулатом существования Единого Бога – Тенгри. На протяжении многих веков, а может быть и тысячелетий тюрки исповедовали Тенгрианство, и эта вера была основой их жизни. Я посмею также утверждать, что сегодня тот ислам, который исповедуют современные казахи и другие народы Средней Азии содержит в себе очень много постулатов и религиозных атрибутов именно из Тенгрианства. По- моему, старая вера Тенгри не исчезла, а плавно переросла и сохранилась в так называемом народном исламе. Ислам в Степи и в Средней Азии всегда сильно отличался в сторону терпимости и мудрости от той версии Ислама, который исповедуется в Арабском мире и в Иране. Не секрет, что существует серьёзный конфликт в современном Исламе между единоверцами суннитами и шиитами, которые по сей день спорят, кто из них ближе к Аллаху. Простые мусульмане в казахской Степи и Средней Азии всегда отличались веротерпимостью и сдержанностью по отношению к своим братьям единоверцам и представителям других религий. А истоки этого лежат в старой вере Тенгри. Во времена Ходжи Ахмеда наши предки уже приняли мудрое решение о принятии Ислама в качестве основной религии среди кочевников, но, с условием, что наш Ислам будет своего рода симбиозом старой и новой вер. Заслуга Ходжа Ахмеда Яссави состоит в том, что он пропагандировал и разъяснял понятный для простого народа Ислам, веру, которая учитывала жизнь и обычаи кочевников. Среди проповедников Ислама он был один из немногих, которые не принуждали силой к «чистому» арабскому или персидскому Исламу, а призывали к понятному, простому, универсальному Исламу, центром которого была любовь к Человеку.

 

 

Ахмед и суфии

 

 

История города Туркестана и вообще Южного Казахстана тесно связана с суфизмом, вернее с тюркским суфизмом. О суфизме написано и сказано много, в последнее время у нас в Казахстане о нём говорить не принято. Все почему- то боятся, каких-то экстремальных проявлений. Если по-простому, я понимаю суфизм, как «духовный путь очищения и самосовершенствования, путь постижения Всевышнего». Уникальность тюркского суфизма состоит в том, что он адаптировал местные народные традиции и обычаи и элементы старой веры с Исламом, превратив его в так называемый народный Ислам, который до сих пор очень популярен среди казахов. Ахмед Яссави развил и расширил это направление и придал ему свою уникальность. Одной из характерной чертой суфизма вообще и в частности тюркского суфизма является его аскетизм, мистицизм. Ходжа Ахмед был таким аскетом, основателем и предводителем суфийского ордена названного по имени местности, а может быть по имени самого основателя – Яссавия. Аскетизм ордена состоял также в том, что был он дервишеский, т.е. состоял из странствующих монахов. Дервиши или, как их называют по сей день казахи – диуана, это аскеты, который отказались от мирской жизни и посвятили себя постижению Истины. Дервиши эти странствовали по всему миру, распространяя и собирая по крупицам Мудрость и Истину. Ученики Ходжи Ахмеда были очень популярны среди простого народа, особенно среди кочевников. Они несли сокровенное знание о Боге в народ. Суфизм был особенно популярен среди тюркских номадов, когда уже стало ясно, что был выбран путь Ислама. Суфизм для номадов стал неким продолжением их старой Веры. Недаром в народе популярны так называемые «Сопы»- суфии. Тот, кто знаком с казахской родословной- Шежире знают, что в большинстве отцами - основателями многих казахских родов были именно «сопылар» - последователи суфизма. Легендарные святые на Юге и не только Кошкар - Ата, Шакпак –Ата, Ак- Бура Аулие, Укаш- Ата, Бекет-Ата и другие были последователями учения Ходжа Ахмеда и возможно были членами его суфийского ордена. Для того, чтобы было предельно понятно, суфием и дервишем был всем известный и любимый легендарный полумифический персонаж – Ходжа Насреддин. Вот яркий пример тюркского суфия. И основоположником всего того, о чем говорилось выше, был Ходжа Ахмед Яссави, которого люди позже назвали Султаном суфиев.

 

О Туркестане и Ходжа Ахмеде Яссави можно говорить бесконечно. Можно рассказать и историю, не менее интересную, строительства Мавзолея. Мавзолея, который построил через триста лет после смерти великого Суфия на границе Степи и Города великий завоеватель Темирлан. Можно рассказать и историю о городе Туркестане в средние века – главном городе Казахского Ханства. Не менее интересна и история современного города Туркестана. И таких историй много и все они очень интересные. Как говорят у нас на Юге: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Приезжайте и вы услышите много удивительных и необыкновенных историй.

 

 

Тур гид по Южному Казахстану:

Дильдабек Бекман

+7 701 766 87 22

kundala@nur.kz

www.kundala.kz

 

 

Share on Facebook
Share on Twitter
Please reload

Search by tags
Our pages 
  • Facebook Basic Square
  • Instagram Social Иконка

© 2018 Kundala.kz | Kazakhstan (Казахстан) | +7701 766 87 22

  • Instagram Social Иконка
  • Facebook Социальной Иконка